Проект
Период реализации проекта: 2018 год.
Цель проекта:
Определение эффективности и приоритизация мер, направленных на сокращение социально-экономических потерь от распространения злокачественных новообразований (ЗНО) среди населения субъектов РФ.Пилотными регионами выступили Республика Татарстан, Воронежская и Тульская области.
В рамках достижения целей проекта была разработана математическая модель, позволившая в числе прочего рассчитать оптимальные сроки проведения диспансеризационных обследований взрослого населения РФ на предмет выявления наиболее распространенных нозологий ЗНО.
С помощью математической модели был определен оптимальный возраст для начала массовой проверки населения. Так было выявлено, что для ряда нозологий ЗНО (например, для раков молочной железы, прямой и ободочной кишки) первая волна массовой заболеваемости населения фиксируется значительно раньше, чем начинаются скрининговые мероприятия, проводимые в рамках диспансеризации. Проверка в данном случае не достигает результата раннего обнаружения ЗНО, поскольку при ее запоздалом начале будет лишь констатирована высокая выявляемость указанных ЗНО на поздних (запущенных) стадиях.
И наоборот, в случае с рядом нозологий ЗНО (например, для обследования шейки матки, ротоносоглотки и кожи) скрининговые мероприятия стартовали много раньше, нежели эти разновидности рака начинали выявляться в массовом порядке, т. е. часть бюджетных ресурсов, выделяемых на диспансеризацию, расходовалась преждевременно и неэффективно.
Описанный результат моделирования наглядно продемонстрирован на представленном ниже графике, где синими точками обозначен возраст, начиная с которого скрининг по той или иной нозологии включен в диспансеризацию взрослого населения РФ, оранжевые полосы – возрастная группа риска по рассматриваемому заболеванию (период массового выявления ЗНО).

Кроме того, модельные расчеты позволили сделать вывод о необходимости расширения государственной программы диспансеризации взрослого населения РФ за счет включения в нее скрининга по выявлению рака легких, а также за счет увеличения частоты проведения скрининговых мероприятий по выявлению ЗНО желудка и пищевода.
Модельные расчеты убедительно доказали, что названные нозологии имеют последствия, по тяжести сопоставимые с нозологиями, включенными в программу ДОГВН (диспансеризации отдельных групп взрослого населения), однако на текущий момент их выявление в ходе диспансеризации не предполагается вовсе (рак легкого) или проводится лишь однократно в 45-летнем возрасте (ЗНО желудка и пищевода), когда ситуация по этим нозологиям уже запущена.
Указанная закономерность наглядно демонстрируется на представленных ниже круговых диаграммах, на которых зеленым цветом выделены доли по заболеваемости и смертности от ЗНО, включенных в программу ДОГВН, а голубым цветом – ЗНО, рекомендуемые к включению в программу диспансеризации.
Помимо вышесказанного, модель позволила доказательно определить выгоду для региональных бюджетов от инвестирования в коммуникационные кампании, направленные на популяризацию среди жителей здорового образа жизни и привитие населению культуры потребления медицинских услуг в профилактическом режиме (включая ДОГВН).
Эффективность подобных программ отражена на следующем графике, который свидетельствует, что на пятилетнем временном горизонте возврат инвестированных в коммуникационные программы средств превысит трехкратный размер.
- Подтверждена приоритетность мер профилактики, скрининга и ранней диагностики ЗНО.
- Установлена необходимость дополнить федеральную программу скринингов исследованиями на выявление злокачественных новообразований (ЗНО) легких, желудка и пищевода.
- Выявлена потребность в расширенном применении передовых методик лечения ЗНО и в преемственности лекарственного обеспечения пациентов при их долечивании в амбулаторных условиях.
В дальнейшие планы рабочей группы проекта входят следующие шаги:
- Разработка калькулятора лекарственного обеспечения региона для борьбы с ЗНО, в основу которого будет заложена предиктивная (прогнозная) модель эпидемиологической обстановки по ЗНО в регионе на период 3–5 лет.
- Разработка отдельных программ-просчетов по конкретным нозологиям, нуждающимся в особом внимании со стороны медицинской службы региона.
- Формирование предложений по внесению изменений в региональные программы «Борьба с онкологическими заболеваниями».
- Налаживание взаимодействия между представителями бизнес-сообщества (фармкомпаний и производителей диагностического оборудования) и органами государственной власти по внедрению на территории регионов РФ наиболее передовых методик противодействия распространению ЗНО, включая совместное проведение коммуникационных кампаний и мероприятий по раннему выявлению ЗНО.