Поиск

14 декабря в рамках VII Ежегодной Межведомственной Конференции «Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения» прошла панельная дискуссия, в ходе которой эксперты научных центров, представители депутатского корпуса, Фонда ОМС и пациентских организаций обсудили организационные и финансовые вопросы оказания медицинской помощи населению в условиях пандемии COVID-19.

Модератор сессии, академик РАН и научный руководитель ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Рамил Хабриев, в начале обсуждения сделал акцент на важности понимания доступных объемов финансирования системы здравоохранения, а также уровня эффективности предполагаемых трат. Эксперт особо отметил, что объявленная система модернизации первичного звена будет реализована в запланированных объемах. В важности развития именно этого элемента общей системы здравоохранения эксперты убедились в условиях пандемии. По словам Рамила Хабриева, объемы обеспечения лекарственными средствами онкологических больных также будут сохранены, более того, в данной части на будущий период запланирована реализация ряда пилотных программ в регионах России.

Заместитель председателя Федерального фонда ОМС Светлана Кравчук в своем докладе рассказала о принятых в 2020 году мерах реагирования и изменениях реализации базовой программы ОМС в условиях распространения коронавирусной инфекции. В частности, было приостановлено проведение ряда профилактических мероприятий, а высвободившиеся средства направлены на первичную медицинскую помощь и обеспечение деятельности медицинских организаций.

Исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение» РАНХиГС Александр Плакида в своем выступлении фокусно затронул вопросы развития системы иммунопрофилактики. Данное направление имеет критически важное значение для здравоохранения и является наиболее эффективным способом профилактики инфекционных заболеваний. В числе приоритетов недавно принятой Стратегии развития иммунопрофилактики инфекционных болезней на период до 2035 года эксперт назвал необходимость обеспечения плановой иммунизации, а также развитие национального календаря профилактических прививок (НКПП). Одними из ключевых направлений развития НКПП были обозначены: преимущественное использование комбинированных вакцин, переход на четырехвалентные вакцины против гриппа, применение инактивированных полиомиелитных вакцин для всей когорты новорожденных, включение в НКПП вакцинации против гемофильной инфекции тип b для всех детей раннего возраста, вакцинации против коронавирусной и ротавирусной инфекций, ветряной оспы, вируса папилломы человека, менингококковой инфекции, ревакцинации против коклюша.

В качестве инструментов реализации указанных стратегических задач Александр Плакида отметил необходимость повышения эффективности планирования и реализации мероприятий иммунопрофилактики, включая внедрение практики заключения долгосрочных контрактов на поставку вакцин, более гибкий подход к установлению дедлайна по переходу на полный цикл производства, а также возможность использования для нужд НКПП зарубежных вакцин, находящихся на одной из стадий локализации. На законодательном уровне регулировать вопросы обеспечения населения вакцинами помогла бы разработка отдельного федерального закона, который бы в полном объеме учитывал специфику производственного цикла вакцин. «Чтобы реализовывать задачи Стратегии–2035, нам необходимо эффективное взаимодействие всех участников процесса – государства, научных центров, производителей, а также населения. При этом важно обеспечить грамотное информирование граждан о вакцинации для повышения доверия со стороны общества. Только в этой ситуации система иммунопрофилактики будет эффективна», – резюмировал Александр Плакида.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев в своем выступлении призвал обратить внимание на сложности и ограничения, с которыми столкнулись пациенты в условиях пандемии. По его словам, данный кризис выявил недостаточную эффективность определенных элементов системы здравоохранения. Однако, помимо мощных ударов по системе, пандемия стала стимулом к ее модернизации. Ускорилось развитие и применение цифровых технологий, благодаря которым, например, можно получать электронные рецепты. Вместе с тем, остро встал вопрос доставки лекарственных препаратов, в том числе пациентам на самоизоляции.

Изменение финансовых потоков обострило ситуацию с лекарственным обеспечением в целом и привело к дефициту лекарственных средств вследствие ажиотажного спроса. Это особенно ударило по пациентам, зависимым от препаратов, включенных в рекомендации по лечению коронавируса. Также пандемия стала причиной ограничения плановой медицинской помощи и прерывания терапий, что особенно критично для онкологических больных.

В продолжение поднятой темы заместитель директора ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России Марина Шестакова рассказала о помощи пациентам с хроническими заболеваниями в период пандемии. Наиболее уязвимой категорией оказались больные сахарным диабетом, число плановых приемов которых сократилось на 27%. При поддержке Минздрава были изданы указы о проведении внеплановых осмотров населения из групп высокого риска. Параллельно с этим была организована разъяснительная и информационная работа с пациентами по каналам телефонной связи, а также через соцсети и СМИ.

Депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов в свою очередь отметил, что принятые оперативные меры дали хороший результат даже в сравнении с развитыми странами, а будущий бюджет системы здравоохранения формировался с учетом всех прогнозируемых расходов. По словам Фаррахова, бюджет обеспечит реализацию всех полномочий государства в части охраны здоровья граждан, снижения существующих рисков, модернизации первичного звена. «У нас есть резерв, поэтому сейчас как никогда мы должны обеспечить эффективность. Необходимо ускорить совершенствование законодательства в части лекарственного обеспечения, доступности инновационных лекарственных препаратов и реформирования системы страхования», – подчеркнул Айрат Фаррахов.